Вопросы и ответы по философии, а именно по курсы «Философские проблемы научного познания».

Что такое наука?

Наука – это деятельность, направленная на получение истинного знания.

Что включает в себя наука?

Наука включает в себя:

  1. Ученные в их знанием квалификацией и опытом.
  2. Научные организации и учреждения, научные школы и сообщества.
  3. Эксперементально-техническая база научной деятельности.
  4. Налаженная и эффективная система научной информации.
  5. Система подготовки и аттестации кадров.

Функции науки.

Наука выполняет следующие функции:

  1. Детерминирует социальные процессы.
  2. Является производительной силой общества.
  3. Выполняет мировоззренческую функцию.

Какие существуют виды знания?

  1. Обыденное
  2. Научное
  3. Мифологическое
  4. Религиозное
  5. Философское
  6. Художественное

Наиболее характерные особенности обыденного познания

  1. Складывается стихийно под воздействием ежедневного опыта.
  2. Не предполагает постановку задак, которые бы шли дальше повседневной практики.
  3. Обусловлено, социальной, профессиональной, национальной, возрастной особенностью носителя.
  4. Передача знаний предполагает личное общение с носителем этого знания
  5. Осознано не в полном объёме
  6. Низкий уровень формализации.

Что такое мифологическое знание?

Мифологическое знание – это особый вид целостного знания в рамках которого человек стремится создать целостную картину мира опираясь на совокупность эмпирических сведений, верований, различных форм образного освоения мира.

Мифологическое знание имеет мировоззренческий характер.

Источником мифов является неполное знание.

Что такое религиозное знание?

Религиозное знание – это целостно-мировоззренческое знание обусловлено эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними высшими силами (природными и социальными).

Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. Религиозное знание носит догматический характер.

Что такое художественное знание?

Художественное знание – это знание, опирающиеся на художественный опыт – это наглядное знание.

Особенности научного знания

  1. Строгая доказательность, обоснованность, достоверность результатов
  2. Ориентация на объективную истинность, проникновение в сущность вещей
  3. Универсальный надличностный характер
  4. Воспроизводимость результата
  5. Логически организовано и системно
  6. Обладает особым, высокоформализованым языком
  7. Скептическое отношение к авторитетам

Структура научного знания

В структуре научных знаний в зависимости от предмета и метода исследований выделяют:

  1. Естествознание или наука о природе
  2. Обществознание или социально-гуманитарные знания
  3. Технические науки
  4. Математика
  5. Философия

По удаленности от практики науки можно разделить на:

  1. Фундаментальные
  2. Прикладные

Уровни научного исследования

  1. Метатеоретический
  2. Теоретический
  3. Эмпирический

Особенности эмпирического уровня познания

  1. Предмет исследования: внешние стороны объекта исследования
  2. Методы исследования: наблюдение, эксперимент
  3. Гносеологическая направленность исследования: исследование феноменов
  4. Характер и тип получаемого знания: научные факты
  5. Познавательные функции: описания явлений

Что такое наблюдение?

Наблюдение – это планомерное, целенаправленное, систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира.

Наблюдение может быть:

  1. Непосредственное
  2. Опосредованное (с помощью различных приборов)

Ограниченности метода наблюдения:

  1. Узость диапазона восприятия различных органов чувств
  2. Пассивность субъекта познания, т.е. фиксация того, что происходит в реальном процессе без вмешательства в него.

Что такое эксперимент?

Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

Научный эксперимент предполагает:

  1. Наличие цели исследований
  2. Базируется на определенных исходных теоретических предположениях
  3. Требует определенного уровня развития технических средств познания
  4. Проводится людьми имеющими достаточно высокую квалификацию

Преимущества эксперимента:

  1. Удается изолировать объект от влияния побочных, затемняющих его сущность, объектов
  2. Планомерно изменить условия протекания процесса
  3. Многократное воспроизведение

Виды эксперимента:

  1. Поисковый
  2. Проверочный
  3. Демонстративный

Типы экспериментов:

  1. Натурные
  2. Математические
  3. Вычислительные

Что такое научный факт?

Научный факт – это всегда достоверная, объективная информация – факт выраженный научным языком и включен в систему научного знания.

Особенности теоретического уровня научного познания

  1. Предмет исследования: идеализированные объекты, сформированные в результате идеализации.
  2. Гносеологическая направленность: познание сущности, причины
  3. Методы: моделирование
  4. Познавательные функции: объяснение, прогнозирование
  5. Характер и тип получаемого знания: гипотеза, теория

Основные формы знания на теоретическом уровне познания

  1. Гипотеза
  2. Теория

Что такое гипотеза?

Гипотеза — недоказанное логическое предположение, основанное на фактах.

Гипотеза – это научно-обоснованное предположение, исходящее из фактов.

Гипотеза – вероятностное знание, предположительное решение проблемы.

Пути формирования гипотезы:

  1. На основе чувственного опыта
  2. С помощью метода математических гипотез

Основные требования к гипотезе

  1. Гипотеза должна быть совместима со всеми фактами, которых она касается
  2. Должна быть доступна эмпирической проверке или логическому доказательству
  3. Должна объяснять факты и обладать способностью предсказывать новые факты

Что такое теория?

Теория – это система достоверного знания, объективного знания, доказанного, проверенного практикой знания, сущностных характеристик определенного фрагмента реальности.

Теория – это сложная система знаний, которая включает в себя:

  1. Исходную эмпирическую основу – множество зафиксированных фактов в данной области.
  2. Исходную теоретическую базу – множество допущений, аксиом, законов, описывающих идеализированный объект.
  3. Правила логического вывода и доказательства, допустимые в рамках теории
  4. Законы разной степени общности, которые выражают существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями, обхватываемые данной теорией
  5. Понятия и категории данной теории.

Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней исследования

  1. Эмпирические знания всегда теоретически нагружены
  2. Теоретические знания эмпирически проверенны

Метатеоретический  уровень научного познания

Метатеоретическое знание является условием и предпосылкой для определения вида теоретической деятельности по объяснению и систематизации эмпирического материала.

Метатеоретическое знание – это совокупность для данной эпохи норм научного мышления, идеалов и норм научного познания, допустимых способов получения достоверного знания.

Структура метатеоретического уровня познания

  1. Идеалы и нормы исследования
  2. Научная картина мира
  3. Философские основания

Идеалы и норма исследования – это совокупность определенных концептуальных ценностных методологических установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе её развития.

Идеалы и норма исследования включают в себя:

  1. Идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний.
  2. Описание объяснение знаний
  3. Построение знаний

Идеалы и нормы исследования обусловлены:

  1. Спецификой исследуемых объектов
  2. Образом познавательной деятельности – представлением об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины.
  3. Мировоззренческие структуры, которые лежат в основе фундамента культуры той или иной исторической эпохи.

Что такое научная картина мира (НКМ)?

Научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности.

Научная картина мира построена в результате обобщения фундаментальных научных понятий.

Научная картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, задает систему установок и приоритетов теоретического освоения мира в целом и изменяется под непосредственным воздействием новых теорий и фактов.

Типы научной картины мира:

  1. Классическая
  2. Неклассическая
  3. Постнеклассическая

Наиболее характерные особенности философского знания

  1. Чисто теоретический характер.
  2. Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и так далее).
  3. Предмет исследования философии шире предмета исследования любой науки, стремится открыть законы всего мирового целого.
  4. Философские знания ограничены познавательными способностями человека. Т.е. имеет неразрешимые проблемы, которые на сегодняшний день не могут быть разрешены логическим путем.
  5. Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания.
  6. Несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов.

Чем отличается философское знание от научного?

Между ними есть два серьезных различия:

  1. Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью (физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической).
    Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого.
  2. Наука ищет истину, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», не задается вопросами «зачем?» и «для чего?».
    Философия, решая вечные проблемы бытия, ориентирована не только на поиск истины, но также на познание и утверждение ценностей.

Философские основания науки

Философские основания науки – это система философских идей, которые задают общие ориентиры для познавательной деятельности.

Философские основания науки обеспечивают “стыковку” нового научного знания с господствующем мировоззрением, включая его социо-культурный контекст эпохи.

Как называется исторически первая форма взаимосвязи науки и философии?

Натурфилософия.

Что такое натурфилософия?

Натурфилософия – это способ миропонимания, основанный на определенных умозрительно установленных общих принципах и дающих общую картину, которая охватывает всю природу в целом.

Натурфилософия – это форма взаимосвязи науки и философии (культура западной Европы до начала XIX века)

Натурфилософия — попытка объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы.

К примеру, на философский вопрос о происхождении Вселенной пытаются ответить такие науки, как космогония и космология, основывающиеся в свою очередь на физике, математике, астрономии.

Основные причины гибели натурфилософии:

  1. Становление науки, как социального института
  2. Становление дисциплинарной организации наук
  3. Критика умозрительности философских построений со стороны крупных естествоиспытателей.

Что такое позитивизм?

Позитивизм – это философское учение, которое в XIX веке объявило единственным источником истинного знания конкретные эмпирические науки и отрицало познавательную ценность традиционного философского исследования.

Позитивизм стремится свести все научные знания к совокупности чувственных данных и устранить ненаблюдаемое из науки.

Согласно позитивизму, задачей философии является поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки. Все функции науки сводятся к описанию, а не объяснению.

Исходный тезис позитивизма: метафизика, как учение сущности явлений должна быть отброшена. Наука должна ограничиваться описанием внешнего облика явлений. Философия должна выполнять задачу систематизации, упорядочивания и классификацию научных выводов.

Основатели позитивизма: Конт, Спенсер, Милль

Что такое метафизика?

Метафизика – это учение о первопричинах, первосущностях.

Что такое махизм?

Махизм или эмпириокритицизм – это измененная форма позитивизма (60-70 года XIX века).

Что такое неопозитивизм?

Неопозитивизм – это измененная в 20 годах XX века форма позитивизма.

Причины изменения формы позитивизма:

  1. Необходимость осмысления роли знаково-символических средств научного мышления в связи с математизацией научных исследований
  2. Необходимость осмысления соотношения теоретического и эмпирического знания
  3. Необходимость разделения науки и метафизики.

Основатели школы неопозитивизма: Витннштейн.

Предмет исследования неопозитивизма – языковые формы знания.

Согласно неопозитивизму, цель философии сводится к логическому прояснению мысли. Философия – не теория, а деятельность по анализу научного знания и возможности его выражения в языке.

Разграничение научного и ненаучного знания возможно на основе использования принципа верификации, суть которого заключается в необходимости сопоставления научного утверждения и эмпирических данных.

Кризис неопозитивизма обусловлен:

  1. Невозможностью свести теоретическое знание к эмпирическому
  2. Невозможностью в полной мере формализовать язык науки

Что такое прагматизм?

Прагматизм – это измененная в конце XIX форма позитивизма

Представители прагматизма: Пирс, Дьюн, Джеймс.

Философия должна быть не размышлением о первоначальном бытие, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях.

Цель метода: превратить проблемную ситуацию в решенную, а его истинность зависит от того, на сколько он способствует достижению цели.

Критический рационализм Карла Поппера

Отказ от поиска абсолютно достоверной основы знания, поскольку эмпирическая основа знания зависит от теории.

Разграничение научного и ненаучного знания возможно на основе принципа фальсификации, т.е. принципиальной возможности опровержения утверждений относящихся к науке.

Рост знаний, с точки зрения Поппера, состоит в выдвижении смелых гипотез, их опровержения, в результате чего решаются научные проблемы.

Научно-исследовательская программа (НИП)

Научно-исследовательская программа (НИП) – это метатеоретическое образование, в пределах которого осуществляется теоретическая деятельность.

Научно-исследовательская программа – это совокупность сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов.

Структура НИП включает в себя:

  1. Жесткое ядро
  2. Защитный пояс
  3. Систему методологических правил или «эвристику»

В развитии НИП выделяют 2 этапа:

  1. Прогрессивный
  2. Регрессивный

Концепция смены парадигм Куна

С точки зрения Куна – наука – это деятельность научных сообществ, члены которой придерживаются определенной парадигмы.

Что такое парадигма?

Парадигма – это система норм научного сообщества, базисных теоретических взглядов, методов, фундаментальных фактов, образцов научной деятельности, которые признаются и разделяются всеми членами данного научного сообщества.

Что такое научная картина мира?

Научная картина мира – это система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтезе фундаментальных научных понятий и принципов.

Научная картина мира развивается под непосредственном влиянием новых теорий и фактов, господствующих ценностей культуры, оказывая на них обратное воздействие.

Что такое классическая картина мира?

Классическая картина мира рассматривает мир, как механическую систему, состоящую из множества неделимых атомов и их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой. Атомы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Поведение объектов подчиняется однозначной причинно-следственной зависимости, т.е. прошлое однозначно определяется будущее.

Что такое редукционизм?

Редукционизм – это такая философская традиция, которая утверждает возможность сведения всего многообразия структурного мира к единому фундаментальному уровню.

Типы редукционизма:

  1. Механицизм – это стремление объяснить всё с помощью классической механики
  2. Физицизм – объясняет стороны бытия, опираясь на законы квантовой механики

Что такое формализация?

Формализация – это процесс перевода содержательных фрагментов знания на искусственный, символический, логико-математический, математический языки, подчиненные четким правилам, построением формул и их преобразованием.

Что такое аксиологические проблемы науки?

Аксиологические проблемы науки – это проблемы в социальной, нравственной, эстетической, культурной, ценностной ориентации научных исследований и их результатов.

Ценностные ориентации науки

  1. Сциентизм
  2. Антисциентизм

Что такое сциентизм?

Сциентизм – ценностная ориентация науки, которая рассматривает науку, как абсолютную ценность, преувеличивая её роль и возможности в решении социальных проблем.

Сциентизм является основанием технологического детерминизма.

Что такое технологический детерминизм?

Технологический детерминизм – это учение утверждающее, что наука и техника однозначно определяет процессы общественного развития.

Что такое детерминизм?

Детерминизм — это учение, утверждающее, что все явления связаны причинной связью с более ранними явлениями.

Что такое индетерминизм?

Индетерминизм – полностью или частично отрицает существование такой связи.

Что такое Лапласовский детерминизм?

Французский ученый Пьер Симон Лаплас, цитата:

«Всякое явление не может возникнуть без производящей его причины. Настоящее состояние вселенной есть следствие ее предыдущего состояния и причина последующего».

Все процессы в мире обратимы во времени, предсказуемы и ретросказуемы на определенном участке времени. Случайному во вселенной места нет, поскольку траектория любого объекта однозначно определяется начальными условиями.

То же самое можно записать в виде формулы:

L(U(ti)) = U(ti+1)

Закон L, действуя на U(ti), приводит к возникновению U(ti+1). ti — определенный момент времени.

Что такое антисциентизм?

Антисциентизм – это ценностная ориентация науки, которая оценивает науку как враждебную для человека силу, отказывая ей.

Ценностные ориентации ученного

  1. Когнитивные – ценности научного познания, как особого вида деятельности.
  2. Ценности, которыми руководствуется ученный, как личность

Что такое этос науки?

Этос науки – это ценностные ориентации, которые составляют основы профессиональной деятельности ученного.

К этосу науки относится:

  1. Универсальность
  2. Всеобщность
  3. Бескорыстность
  4. Организованный скептицизм

Какие представления включают в себя основания науки (по Степину В.С.)?

  1. Идеалы и нормы исследования
  2. Научная картина мира
  3. Философские основания науки

Кто разработал и обосновал значение индукции в научном познании?

Индукция — метод рассуждения от частного к общему. Ищутся факты, на которых основываются доказательства. Противоположность дедукции.

Разработал и обосновал понятие индукции британский философ Карл Поппер.

Как понимает роль хаоса в процессе развития современная наука?

Хаос может приводить к порядку. Приведем наглядный пример.

Допустим имеется закрытая система, в которой наблюдается хаотичное движение частиц. Чем выше хаос в этой системе, тем с большей уверенностью можно сказать, что система обладает термодинамическим равновесием.

Что такое синергетика?

Синергетика – это учение о возможности перехода от хаоса к порядку.

Что такое диалектика?

Диалектика – это философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Один комментарий к “Философия. Философские проблемы научного познания”
  1. Решение парадоксов (окончательная версия).
    Когда не учитывается степень ПОЗИЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ (ПЗ-и) ВЕДОМОГО /понятия в пределах рассматриваемого вопроса/ к ВЕДУЩЕМУ /понятию в пределах этого же вопроса/ возникает парадокс.

    ВЕДОМОЕ:
    «Яйцо», полагаясь от ВЕДУЩЕГО «курица» в МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ
    (МксВ-ой) ПЗ-и в обоих своих СОСТОЯНИЯХ (Сст-ях) /НАЧАЛЬНОМ (Нч)
    как снесённое ею; КОНЕЧНОМ (Кн) как насиженное ею/, в ракурсе
    вопроса «кто был раньше» выявляющим ВЕДУЩЕГО в МИНИМАЛЬНО
    ВОЗМОЖНОМ (МнмВ-ом) числе понятий комбинационно годных для
    выбора искомого /в данном случае, имеем вариант с годным полагающимся
    в МксВ-ой ПЗ-и от этой роли и с не годным полагающимся вне ПЗ-и от
    этой роли/, невольно становится рассматриваемым на эту роль; «Ахиллес» перемещающееся лишь на метку оставляемую ВЕДУЩИМ
    «передвигающейся черепахой» естественно, что не догонит её полагаясь в
    обоих Сст-ях в МксВ-ой ПЗ-и от неё;
    «Я» Кн Сст-я, полагающееся от ВЕДУЩЕГО «ложь» в МнмВ-ой ПЗ-и,
    рассматриваемое в МксВ-ой ПЗ-и Нч Сст-я становится поочерёдно
    отрицаемым /в обоих Сст-ях/;
    «Критянин» Кн Сст-я, полагающееся в МнмВ-ой ПЗ-и от ВЕДУЩЕГО «множества
    критян не представленного этим критянином, как не лжецом»,
    рассматриваемое в Нч Сст-и полагающимся в МксВ-ой ПЗ-и от иного
    ВЕДУЩЕГО «множества критян представленного этим критянином не как
    не лжецом» становится поочерёдно отрицаемым /в обоих Сст-ях/;
    «Брадобрея» в обоих Сст-ях полагающегося в МксВ-ой ПЗ-и от ВЕДУЩЕГО
    «бреющих себя» и, соответственно, в МнмВ-ой ПЗ-и от иного ВЕДУЩЕГО
    «не бреющих себя», рассматривают в ситуации смены степеней ПЗ-и от
    ВЕДУЩИХ.
    «Стрелу летящую (Сст-е движения)» полагающуюся в обоих Сст-ях /Нч – выхода из
    Сст-я покоя; Кн – входа в Сст-е покоя/ в МнмВ-ой ПЗ-и от ВЕДУЩЕГО
    «Стрелы не летящей (Сст-е покоя)» стараются представить полагающейся
    в МксВ-ой ПЗ-и.

    «Знание Сократа» полагается в МксВ-ой ПЗ-и от ВЕДУЩЕГО «познаваемого».

Обсуждение закрыто.